«аэрофлот» обеспокоился — «сатурн» взволновался

6 февраля ряд СМИ, в том числе РИА «Новости» и газета «Коммерсант», распространили информацию о том, что крупнейшая отечественная компания — авиаперевозчик имеет серьезные претензии к уровню надежности российского авиалайнера «Сухой Суперджет-100», перед которым была поставлена сверхзадача — вывести гражданскую авиацию России на новый, конкурентоспособный уровень.

КАК стало известно «Коммерсанту», в 2012 году на десять воздушных судов этого типа (они составляют 8 процентов самолетного парка «Аэрофлота») пришлось 40 процентов всех инцидентов, связанных с отказами авиационной техники. По данным «Аэрофлота», в прошлом году больше всего случаев неисправностей на авиалайнере SSJ-100 пришлось на системы кондиционирования (девять случаев) и управления воздушным судном (семь случаев), еще шесть инцидентов вызваны сбоями в системе уборки-выпуска шасси, один — с неполадками противопожарного оборудования и еще один — с конструкционными особенностями двигателя SaM146 самолета SSJ-100. Из этого следует, что проблемы компании-производителя «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) по касательной могут задеть ОАО «НПО «Сатурн» — поставщика авиадвигателей SaM146 для этих авиалайнеров.

В апреле 2003 года новый авиадвигатель SaM146 — плод партнерства российской компании НПО «Сатурн» и французской компании «Снекма» — был объявлен победителем в тендере ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» на поставку силовой установки для семейства лайнеров SSJ100. Часть деталей для двигателя SaM146 изготавливается на открытом в 2005 году совместном российско-французском предприятии «Волг­Аэро». Испытания двигателя SaM146 производятся на уникальном для Европы испытательном комплексе, состоящем из одного открытого стенда в местечке Полуево в Рыбинском районе и трех закрытых испытательных стендах на предприятии.

19 мая 2008 года первый самолет SSJ-100, поднявшись с аэродрома предприятия-изготовителя в Комсомольске-на-Амуре, совершил свой первый полет. Этот полет одновременно стал трудовым достижением коллектива НПО «Сатурн», поскольку силовая установка авиалайнера состоит из двух двигателей SAM146 производства ОАО «НПО «Сатурн». Эксплуатацию самолетов SSJ-100 компания «Аэрофлот» начала летом 2011 года.

12 апреля 2012 года, в Международный день авиации и космонавтики, ОАО «НПО «Сатурн» был получен сертификат Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) на производство серийных двигателей SaM146. Таким образом, НПО «Сатурн» стало первой в России компанией, заработавшей такого рода сертификат на выпуск гражданских двигателей.

В пресс-релизе по этому поводу директор производства ОАО «НПО «Сатурн» Виктор Поляков придавал огромное значение программе производства авиадвигателя:

— Мы очень серьезное внимание уделяем двигателю SaM146, потому что понимаем, это единственный продукт, который позволяет нам интегрироваться в европейское сообщество. В планах предприятия достаточно серьезное увеличение объемов выпуска: в 2012 году — 48 двигателей, в 2013 году — 96.

МОЖНО догадаться, насколько встревожила работников НПО «Сатурн» катастрофа одного из «Суперджетов» в мае прошлого года. 9 мая 2012 года в ходе показательного полета в окрестностях индонезийской столицы Джакарты самолет SSJ-100 врезался в склон горы Салак. Погибли все 45 человек, включая экипаж. Командир разбившегося авиалайнера Александр Яблонцев был тем самым пилотом, под управлением которого в мае 2008 года «Суперджет» совершил свой первый полет.

Согласно выводам Индонезийского Национального комитета по безопасности на транспорте (KNKT), причиной трагедии стал человеческий фактор. В демонстрационном полете экипаж не учел гористую местность, диспетчер позволил лайнеру выйти из разрешенной зоны и снизить высоту до недопустимого уровня, а один из индонезийских пилотов отвлекал экипаж, обсуждая технические характеристики самолета.

Как ни парадоксально, но командира авиалайнера подвел именно большой опыт. За 38 секунд до столкновения в кабине сработала система оповещения TAWS, и потом еще шесть раз прозвучало предупреждение «Избегайте земли». Если бы пилот принял меры в течение 24 секунд после первого оповещения, трагедии бы не произошло. Однако командир был уверен, что препятствий нет, и самолет находится на высоте в 6000 футов, разрешенной диспетчером. Исходя из этого, он решил, что TAWS неисправна, и он заблокировал ее. Опасность он увидел слишком поздно: не хватило пяти секунд, чтобы уклониться от столкновения с горой.

Согласно различным данным, портфель заказов компании «Гражданские самолеты Сухого» от российских авиакомпаний продолжал пополняться даже после катастрофы самолета в Индонезии и составил к лету 2012 года 174 авиалайнера, зарубежные заказы составляли 202 самолета SSJ-100. Но вполне логично, что главный авиаперевозчик «Аэрофлот» после случившейся трагедии стал предъявлять к качественным характеристикам нового авиалайнера повышенные требования.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page