Полис придется затянуть потуже

страх 1В апреле цена ОСАГО вырастет в полтора раза.
Банк России утвердил новые базовые тарифы ОСАГО, вступающие в силу 12 апреля. В среднем они вырастут на 40-60%, кроме того, будут увеличены территориальные надбавки к цене полиса. Страховщики уровнем повышения довольны, в правительстве действия ЦБ по корректировке тарифов называют «излишне жесткими», а представители автомобилистов говорят, что они могут привести к развалу системы ОСАГО — водители просто перестанут покупать полис.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина утвердила новые тарифы ОСАГО. Базовый тариф ОСАГО будет увеличен с 12 апреля на 40%, к нему добавлен новый тарифный коридор до 20%. Кроме того в 11 регионах РФ увеличен территориальный коэффициент — рост до 25%. В целом ЦБ установил планку: общий рост стоимости ОСАГО не должен превысить 100%

Изменятся и региональные коэффициенты, от которых зависит итоговая стоимость полиса. В 11 регионах, где была показана экстремальная убыточность этого вида страхования (свыше 100%), региональный коэффициент повышается. Максимальный рост (на 25)% заложен для Камчатского края и Мордовии. В 11 регионах, в которых зафиксирована неубыточность (то есть на выплаты идет не более 70% собранной премии), территориальный коэффициент понижен. Максимальное снижение, на 41%,— для Магаданской области.

Полный текст указания ЦБ с новыми тарифами до согласования этого документа с Минюстом недоступен общественности. В качестве примера роста стоимости полиса регулятор приводит расчет для автомобилиста старше 22 лет — владельца автомобиля мощностью 101-120 л. с. (Ford Focus, Hyundai Solaris, Lada Priora/Granta). Для Москвы такой полис ОСАГО будет стоить 8237-9883 руб., для Санкт-Петербурга — 7413-8895 руб., для Челябинска — 8649-10 377 руб.
Напомним, по закону ЦБ может корректировать тарифы один раз в полгода. В прошлый раз он это сделал в октябре 2014 года (когда вырос лимит выплат за имущественный ущерб — с 120 тыс. до 400 тыс. руб.). Соответственно, в этот раз новые тарифы вступят в силу 12 апреля 2015 года. При этом изменение региональных коэффициентов будет действительным уже с 1 апреля — первого дня работы новых лимитов выплат в ОСАГО (выплаты по ущербу здоровью увеличиваются более чем в три раза — с 160 тыс. до 500 тыс. руб.).
Также с апреля меняется общая методика расчета стоимости запчастей — общий рост стоимости деталей составит 25%. «Необходимо, чтобы росли не только тарифы, но и выплаты,— говорит Владимир Чистюхин.— Мы провели опрос общественного мнения, по его итогам вышло, что потребителя, конечно же, не очень устраивает повышение тарифов, однако порядка 30% автомобилистов понимают ситуацию, когда для поддержки нормального качества услуг требуется заплатить больше». По его словам, первые несколько недель после 1 апреля ЦБ с помощью свих территориальных управлений намерен мониторить ситуацию по исполнению страховщиками новых правил ОСАГО. Регулятор рассчитывает, что компании устранят дефицит полисов ОСАГО в убыточных регионах, перестанут тянуть с выплатами, вернут офисы урегулирования убытков с окраин населенных пунктов в деловые центры территорий.

Страховщики новыми тарифами довольны. «Года на полтора их должно хватить,— сказал «Ъ» президент Всероссийского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.— Мы знаем, что компании ждет жесткий контроль со стороны регулятора. За полгода сотрудничества с ЦБ для рынка сделано больше, чем за последние десять лет».
Страховщики и ЦБ готовятся к введению электронного полиса ОСАГО. Купить страховку через интернет и избавиться от лишнего документа в машине можно будет уже с 1 июля. Для этого ГИБДД и страховщики должны будут согласовать свои базы данных. Страховщики предупреждают о возможном росте мошеннических схем в связи с переходом на электронный документооборот

Зато защитники автомобилистов предрекают крах системе ОСАГО. «Одно лишь 40-процентное повышение базового тарифа означает, что страховщики соберут с водителей не 150 мрлд руб., как в 2014 году, а 225 млрд руб.,— говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.— Понятно, что ЦБ перестраховывается, поскольку в этом году значительно увеличились выплаты по смерти, по здоровью, однако запас для страховщиков, заложенный в новых тарифах, слишком уж большой». По его расчетам, даже для опытных, редко попадающих в ДТП водителей полис в среднем будет стоить свыше 10 тыс. руб. Для тех же, кто уже успел испортить себе КБМ (коэффициент бонус-малус — зависит от аварийности водителя), цена страховки может увеличиться до 30-35 тыс. руб. «Это уже сравнимо с ценой КАСКО»,— говорит он. Петр Шкуматов считает, что оформлять мелкие ДТП с царапинами на бамперах, с ущербом до 10 тыс. руб. с помощью страховых компаний будет просто невыгодно. «Люди начнут договариваться на месте, передавать друг другу деньги, как в начале 1990-х, когда еще не существовало ОСАГО»,— отмечает он.

«Часть водителей вообще не захотят заключать договоры: они будут просто покупать бланки ОСАГО за 1-1,5 тыс. руб. Это сделать сегодня не сложно, такие предложения можно найти в интернете — бланки эти уже с печатью, по страховым базам»,— говорит Петр Шкуматов.

По словам главы компании «Главстрахконтроль» Николая Тюрникова, ЦБ принял решение в пользу 10-15 компаний-монополистов рынка, но в ущерб 50 млн автомобилистов. «Их реакция не заставит себя ждать, многие из них просто уйдут в тень и начнут покупать бланки полисов, ведь во многих регионах размер полиса будет сравним с размером месячной зарплаты»,— говорит он. Господин Тюрников считает, что ключ к решению проблем ОСАГО — не в тарифах, а в области неработающего механизма выплат. «Из более чем 150 млрд руб., собранных в 2014 году, автовладельцам выплатили только 60%. Если по итогам 2015 года эта доля снизится еще больше, то руководителям ЦБ, курирующим страховой бизнес, нужно будет уйти в отставку как некомпетентным специалистам»,— категоричен эксперт. «Действия ЦБ — первый шаг к смерти ОСАГО,— уверен зампред общественного совета ГУ МВД по Москве Виктор Травин.— Водители просто перестанут страховаться. Поскольку за отсутствие страховки теперь номера не снимают, многие предпочтут пару раз в год платит 800 руб. штрафа за отсутствие полиса».
Опубликовано: «Коммерсантъ».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *