Рыбинская и Угличская ГЭС находятся в ужасном состоянии, считает инженер-гидротехник

бетон 1Прочитал на сайте «Золотого кольца» ряд публикаций председателя общественного совета по проблемам Рыбинского водохранилища Дмитрия Коновалова об аварийном состоянии Рыбинской ГЭС и шлюза. Я работал старшим инженером-гидротехником гидроцеха по эксплуатации сооружений на Рыбинской ГЭС с 1968 по 1973 год. Поэтому имею право сказать свое мнение об опубликованном, о сказанных проблемах. Еще и потому, что я обеспокоен состоянием гидросооружений как житель города Рыбинска.
В 1968 году после окончания Горьковского инженерно-строительного института имени В.П.Чкалова я был направлен работать на Рыбинскую ГЭС в качестве инженера-гидротехника. Уже тогда, почти 50 лет назад после изучения состояния гидросооружений я убедился, что они требуют срочного ремонта, а не косметической отделки типа залатать дырку на месте отвалившегося куска бетона.
Бетонные сооружения уже тогда имели, а сейчас имеют еще большее количество и размеры микротрещин. Ими изобилуют сквозные галереи ГТС, тело бетонных сооружений – водосливная плотина, здание ГЭС. Имеются трещины выходов солей – высолы в бетонном основании из-за повышенной фильтрации воды со стороны верхнего бьефа. Об этом тогда было доложено главному инженеру ГЭС М.А.Балагурову. Мы провели собственную экспертизу, комплексно обследовали качество бетона ГЭС и в срочном порядке доложили результаты обследования руководству ГЭС. Но, к сожалению, в руководстве находились электрики и их кроме выработки электроэнергии ничего не интересовало. Руководили по принципу временщиков. Я помню этих людей – Борисов, Гаев и другие.
Но мы вместе с М.А.Балагуровым – прекраснейшим специалистом гидротехником продолжали бить в колокола и добились своего. Прыгнули как говорится через голову – позвонили в Москву. Нам срочно были выделены средства.
В 1970-х годах был выполнен капитальный ремонт спиральной камеры рабочего колеса турбины. Но этого было мало, нужно было обратить внимание на бетон, а не колесо. А как восстанавливать бетон было неизвестно. Для этого нужно было спустить водохранилище и до 50% тела плотины заменить. А это было вопросом не только экономическим, но и политическим.
Когда стали производить ремонт колеса, вскрылось самое страшное. После осушения полости камеры выявились ужасные разрушения гидратного бетона между металлической облицовкой и бетонным телом здания ГЭС, вызванного в результате так называемой кавитации – вымыва частиц бетона. Тогда мы стали опасаться серьезных последствий работы ГЭС.
В 1973 я перешел на работу в Рыбинский грузовой порт заместителем директора по строительству. Но за состоянием ГЭС внимательно следил, общался с друзьями, которые там остались и так далее. Все эти проблемы бетона не решены до сих пор.
Главный инженер рыбинской ГЭС М.А.Абдурахманов в статье «АиФ» 39 от 2013 года назвал состояние ГЭС катастрофическим.
— Станции Верхневолжского каскада, в том числе Рыбинская, являются самыми старыми в компании «РусГидро», они отработали свой нормативный срок и имеют большой физический износ.
Для оценки состояния гидросооружений необходимо квалифицированное обследование независимыми экспертами, не связанными с работниками Минэнерго и частной конторой, которая сегодня эксплуатирует ГЭС – Фирмой «РусГидро». Ведь для них главное -удержаться на работе, продолжать получать большую зарплату. А безопасность населения для них ничто. Тем более могу предположить, что все нынешние сотрудники ГЭС это не такие специалисты, как были в советское время. А молодежь с дипломами частных вузов, в которых получить высшее образование так же легко, как в носу поковырять.
Мой вывод таков: Рыбинские и Угличские гидротехнические сооружения находятся в катастрофическом состоянии, что может привести к ужасной техногенной катастрофе. Чтобы ее предотвратить, необходим капитальный ремонт оснований и фундамента ГТС (гидротехнических сооружений), бетона, а не модернизация гидроагрегатов, на которые тратят миллионы, но они не обеспечивают безопасность. Либо понижение Рыбинского моря на 4 метра для снижения нагрузки на ГТС. А это уже решение политическое.
Владимир Александрович СТЕПАНОВ,
инженер-гидротехник, Рыбинск.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

1 комментарий для “Рыбинская и Угличская ГЭС находятся в ужасном состоянии, считает инженер-гидротехник

  1. Юрий
    14.12.2015 из 10:20

    То есть, у чувака данные на 1973 год? Ибо именно тогда он мог видеть все своими глазами и делать какие-то выводы и с того времени на ГЭС он, судя по всему, не был. А это, между тем, 42 года. Клево! Делать выводы сегодня, руководствуясь информацией почти полувековой давности.

    Для интересующихся. Реальный срок службы плотин:
    http://blog.rushydro.ru/?p=9950
    http://blog.rushydro.ru/?p=9964

  2. Иван
    14.12.2015 из 10:43

    Ссылка на мнение человека, который уже более 40 лет не имеет никакого отношения к Рыбинской ГЭС — это пять. За это время там чего только не произошло, три агрегата заменили в частности.

    «Главный инженер рыбинской ГЭС М.А.Абдурахманов в статье «АиФ» 39 от 2013 года назвал состояние ГЭС катастрофическим» — вот только на сайте что федерального АиФ, что ярославской его редакции данный материал почему-то не находится. Он вообще существовал?

  3. Юрий
    14.12.2015 из 11:01

    Судя по всему, биография автора статьи
    http://gazeta-rybinsk.ru/2011/07/20/1942

    Может не он, конечно но многое сходится, в частности, 1968 год и работа на Рыбинской ГЭС. Чувак пошел работать на гидростанцию после распределения и тут же сделал анализ и понял что все плохо. И, видимо, перестал думать о гидротехнических сооружениях, ибо (цитата): «Владимир получил распределение на Рыбинскую ГЭС инженером по эксплуатации и надзору за зданиями и гидросооружениями. Как раз в это время началось жилищное строительство в поселке ГЭС. У Владимира в дипломе значилась строка «с правом проведения общестроительных работ», его задействовали как специалиста, пообещав квартиру в новом доме. И он построил двухэтажный 24-кв. дом — первый объект в пос. ГЭС.»

    Дальше в биографии только про строительство, к тому же «В 1972 году Владимира Александровича пригласили на РЗП начальником ПТО в цех 37″…

    Но, скорее всего, это конечно же про другого Степанова.

  4. Иван
    14.12.2015 из 15:34

    Кавитационные разрушения имеют место исключительно в камере рабочего колеса. Весь остальной массив здания ГЭС они не затрагивают и затрагивать не могут по определению.
    Ликвидация этих разрушений — процесс давно отработанный на многих ГЭС. Поврежденный бетон отбивается, затем производится новое бетонирование и монтаж облицовки (если она имеется по проекту). Никаких сложностей с этим нет. О степени отработанности данных работ говорит такой пример — в 1943 году разрушенная кавитацией камера рабочего колеса ГА №1 была заменена за три месяца, при этом было вырублено и вновь уложено 140 кубометров густоармированного бетона.

    При замене гидроагрегатов одновременно меняется и камера рабочего колеса. При этом новые турбины, созданные на современном техническом уровне, проблем с кавитацией не имеют.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *