Чиновники и депутаты продолжают глумиться над народом

Пропасть между богатыми и бедными в России растёт благодаря не мировому кризису, а конкретным решениям властей. Отменяя пошлины на ввоз яхт и частных самолётов, власть придумывает новые и новые «налоги на воздух» для простых россиян. И хотя идея платить за сбор грибов и рыбалку утонула в народном возмущении, Госдума одобрила взносы за капремонт, «экологический сбор» и «Платон». Заткнуть бюджетные дыры, не залезая в карман бедноты и середняков, больше не получается. Вместе с тем на глазах оформляются господствующие сословия, которые требуют для себя соответствующих преференций.

 Утомлённые люксом

В марте 2017 г. Госдума с удивительной для себя расторопностью внесла, рассмотрела и утвердила поправку в Налоговый кодекс, освобождающую от налогов физлиц, попавших под персональные санкции. Более того, им вернут налоги, уплаченные с 2014 года. А кто у нас под санкциями? Господа Ротенберги, Тимченко, и т.д. Правда, Аркадий Ротенберг заявил, что не собирается отказываться от налогового резидентства в России, но не пояснил, как долго.

По мысли автора закона – депутата Андрея Макарова, поправка в закон должна защитить россиян от несправедливых налоговых преследований за бугром. Скорость принятия закона объясняется приближением 1 апреля – последнего срока подачи налоговых деклараций. По всей видимости, все «короли госзаказа» получат роскошь – ни копейки в бюджет не сдавать – уже в 2017 году. Это, конечно, не значит, что смогут не платить принадлежащие им компании, но даже личные доходы жертв персональных санкций превышают бюджеты нескольких областей Нечерноземья.

Хотя ситуация вопиющая, никто особо не удивился – к этому шло. Российские суды с 2014 г. возвращают из бюджета деньги, если ваше поместье в Италии отобрали карабинеры в соответствии с санкционными списками (так называемый «закон Ротенберга»). С 2016 г. решено обнулить пошлины на ввоз в Россию частных самолётов. А то господствующему классу неудобно: в России зарегистрировано чуть более 70 бизнес-джетов, а реально российским владельцам принадлежит 500–600 бортов. Удовольствие это дорогое: не самый роскошный новый «гольфстрим» стоит 4,8 млрд рублей, а таможенная пошлина и НДС забирали в бюджет ещё 1,6 миллиарда. Владельцам проще платить странам, где роскошь обходится дешевле. Но возникают трудности с перемещением по России – иностранному борту могут запретить полёт над оборонным заводом или воинской частью.

Кстати, с 2013 г. количество полётов частных самолётов из России, например, во Францию упало незначительно – на 23%. И оставило 4879 полётов в 2016 году. То есть каждый день в направлении Парижа и Монблана летят 13 самолётиков с патриотически настроенным бизнесменом или чиновником в качестве единственного пассажира. А на Мальту они стали летать и вовсе вдвое чаще по сравнению с 2013 годом.

Конечно, и отмену пошлин обосновали интересами всех россиян: дескать, без бизнес-джетов трудно осваивать удалённые месторождения полезных ископаемых. Под аналогичным предлогом с 2017 г. освобождены от налогов и пошлин ввозимые в Россию яхты. Дескать, на нашем Черноморском побережье нет условий для яхтинга, в то время как в 1,2 млрд евро оценивается французская отрасль по производству и обслуживанию яхт. Правда, во Франции 4 млн яхтсменов, а в кризисные для отрасли 2011–2012 гг. построено 43,7 тыс. прогулочных судов (в Италии и Германии вдвое больше). В России же яхта по карману только единицам очень богатых людей, на нечастых визитах которых отрасль вряд ли будет процветать.

У всех на слуху яхты российских олигархов, которые и не снились самым богатым французам. По сообщениям СМИ, 600 млн долларов стоит яхта Алишера Усманова «Омар», 390 млн – «А» Андрея Мельниченко, где даже дверные ручки оценивают в 40 тыс. долларов за штуку. Рабочий на предприятии Мельниченко, производящем минеральные удобрения, горбатился бы за такую ручку примерно 5 лет. Тем не менее власти предпочитают именно его опутывать явными и скрытыми налогами. Рабочие часто чешут тыковку в курилке: как так, в 2004 г. платили за литр бензина 7 рублей, а сейчас 37. Причём баррель нефти сегодня чуть дешевле, чем тогда. И хотя экономику в российских школах почему-то не преподают, даже рабочему понятно, что правительство совсем озверело со своими акцизами. Нужны деньги? Но почему-то власть не хочет обязать граждан регистрировать свои яхты и самолёты в России. Тогда плата за ввоз каждой из яхт составила бы 40% от её стоимости.

Выбор очевиден

Между тем неравенство в России только увеличивается. Впервые с 2012 г. в стране вырос коэффициент Джини – самый распространённый в мире индикатор имущественного расслоения. Чем он ближе к 0, тем больше равенства, чем ближе к 1, тем неравенство выше. Считается, что коэффициент Джини более 0,5 весьма опасен из-за возможности социального взрыва. В Китае к 2008 г. он достиг 0,51, и это заставило руководство КПК срочно вводить программу по борьбе с бедностью. У России сейчас – 0,4. Банк Credit Suisse посчитал коэффициент Джини России не по доходам, а по накопленному богатству, и он оказался самым высоким среди всех крупных стран мира: 0,84.

По словам директора Института труда и страхования РАНХиГС Александра Сафонова, рост неравенства – отличительная черта последнего года. В трудном 2008 г. правительство повышало зарплату бюджетникам на 30%, сегодня рост зарплат в госсекторе минимальный. По данным Росстата, историческим минимумом для России по числу бедных был 2012 г. – 15,4 млн человек (10,7% населения). А к 2015 г. насчитывалось уже почти 23 млн человек – рост составил 7,5 млн новых бедняков. Помимо того что бедность неприятна на вид, с прохудившимся кошельком россияне стали куда скромнее в покупках. Прожиточный минимум в 2016 г. составлял 9889 рублей. А теперь представьте, что вы зарабатываете 11–12 тыс. в месяц. Вы не будете считать себя бедным? На это обращают внимание не только экономисты и социологи, но и вице-премьер Ольга Голодец, отметившая, что в России «сильно расходится оценка бедных статистическая и оценка по самоощущению людей».

Основной вопрос: что делает власть для исправления «тяжёлой ситуации»? Позволяет богатейшим гражданам вовсе не платить налогов. А с бедных намеревается драть три шкуры. В конце 2015 г. Госдума приняла закон, по которому жители Крыма и Севастополя должны погасить свои долги перед банками Украины. Хотя в эйфории от присоединения Крыма первые лица обещали, что об этих обязательствах можно забыть. Но впоследствии российские банкиры-патриоты начали скупать у украинцев долги крымчан с дисконтом в 70–90%. И теперь пожалуйте – долг наш! Введение системы «Платон» последовало сразу за снижением объёма перевозок вследствие кризиса. Это оставило без работы тысячи дальнобойщиков по всей стране.

Власть гордится своими 13% подоходного налога и отсутствием прогрессирующей шкалы для его расчёта. Зато российский предприниматель отдаёт в различные государственные фонды более 40% фонда оплаты труда – намного больше, чем в Евросоюзе. Как вы думаете, это обстоятельство влияет на размер вашей зарплаты? Кроме того, в 2015 г. россияне заплатили штрафов на 125 млрд рублей. По отдельным позициям сборы 2014-го превышены в 3–4 раза. А власти дотационных регионов, ради экономии повально закрывающие школы и больницы, на видеокамеры и контролёров деньги находят всегда. По всей России на полном серьёзе собирались ввести плату за сбор грибов и ягод. А в отдельных регионах штрафуют, например, за отсутствие счётчиков на воду. Даже если в доме давно нет самой воды.

В 2017 г., судя по всему, чиновники и депутаты Госдумы продолжат глумиться над народом. В Министерстве труда и социального развития собираются штрафовать безработных «для начала» на 20 тыс. рублей в год. Правда, идея подувяла на фоне многотысячных протестов против аналогичного закона в Белоруссии. Но планируется разработать закон о «курортном сборе», которым обложат всех, кто путешествует по России, останавливаясь в зонах курортного отдыха и санаториях. А чтобы эта мера не убила наш куцый туристический бизнес, предлагается брать налог и с выезжающих на отдых за рубеж.

Чтобы обедневшие россияне не увиливали от покупок в России, таможня хочет запустить щупальца и в мир онлайн-покупок. «Для начала» брать пошлину за всё, что дороже 22 евро, а потом и вовсе отказаться от формулировки «для личного пользования», брать НДС и ввозные пошлины со всех товаров вообще. Хотя НДС по определению подразумевает, что вы создаёте добавленную стоимость, то есть перепродаёте заказанные в Китае лекарства или кроссовки. Минтранс мечтает ввести плату за пользование пограничными пунктами пропуска: проехали на машине – заплатили с тонны веса. А если у вас на участке рядом с дачным домиком баня и сарай, то платить надо за каждый «объект недвижимости».

Любопытно, что в 2012 г. нынешняя власть шла на выборы с абсолютно другими лозунгами. Кандидат в президенты РФ Владимир Путин в своей программной статье собирался перейти к налогу на богатство «уже в этом году».А «Справедливая Россия» предлагала считать роскошью недвижимость, цена которой больше 15 млн рублей, автомобили, яхты, самолёты дороже 2 миллионов. Картина или серьги, стоящие более 300 тыс. рублей, – тоже роскошь. Но присоединение Крыма создало богатым россиянам массу проблем. Произошёл опасный для власти раскол элит, которые потребовалось консолидировать вокруг трона.

Юрий АНТОНОВ, Аргументы недели, №14.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

1 комментарий для “Чиновники и депутаты продолжают глумиться над народом

  1. Михаил
    17.04.2017 из 14:31

    Пока чиновники и депутаты продолжают (что делать?) глумитЬся над народом, «Золотое Кольцо» в заголовке статьи (что делает?) глумиТСя над русским языком.
    Стыдно, девицы…

    • Администратор
      17.04.2017 из 15:14

      И на старуху бывает проруха. Спасибо за бдительность!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *