Деятели культуры просят спасти фрески Николы Мокрого

Двадцать представителей профессионального и экспертного сообщества в сфере сохранения культурного наследия, в том числе из Ярославля, подписали обращение к советнику Президента РФ В.И. Толстому и министру культуры России В.Р. Мединскому с просьбой взять под личный контроль спасение погибающих фресок одного из самых старинных и значимых храмов Ярославля, объекта культурного наследия федерального значения — храма Николы Мокрого на улице Чайковского в Ярославле.

Храм Николы Мокрого построен в 1665-1672 гг., находится в буферной зоне объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО (г. Ярославль, ул. Чайковского, 1б). Храм уникален не только архитектурным решением, изразцовым декором фасадов, но и замечательной фресковой росписью, состоящей изначально из 660 сюжетных клейм. Специалисты отводят ей одно из ведущих мест в истории русского монументального искусства XVII века. Фрески храма Николы Мокрого известны не только в России, но и за рубежом: так, образ Знамения Пресвятой Богородицы из придела митрополита Алексия неоднократно публиковался в каталогах и альбомах Ватикана.

В обращении говорится: «За всю историю храма Николы Мокрого в нем производилась лишь фрагментарная, не комплексная реставрация. Состояние фресок экспертами оценивается на данный момент как критическое. Утраты происходят в режиме реального времени. Само здание храма также требует безотлагательного вмешательства специалистов: стены покрыты трещинами и намокают, уже много лет закрыт главный вход, так как пользоваться им небезопасно.

Церковные службы проходят в храме только в летний период. В настоящее время работы по сохранению данного объекта культурного наследия включены в план мероприятий по ФЦП «Культура России», однако они не включают работ по сохранению монументальной живописи храма.

В связи со значимостью храма Николы Мокрого в Ярославле для культуры и искусства России, а также с учетом критичности темпов происходящего разрушения и утрат, просим:

  • организовать срочные противоаварийные работы и консервацию храма и фресок;

  • выделить безотлагательно средства на разработку и реализацию проекта комплексной реставрации монументальной живописи данного объекта культурного наследия в рамках программы ФЦП «Культура России».

Надеемся, что с Вашей помощью уникальный фресковый ансамбль — памятник русского искусства будет спасен от разрушения.»

Документ подписали:

С.Е. Рыбаков, заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре;

Л.И. Лифшиц, руководитель секции памятников живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Федерального научно-методического совета Минкультуры РФ;

А.Л. Баталов, руководитель секции «Памятники архитектуры» Федерального научно-методического совета Минкультуры РФ, член Президиума ФНМС, профессор, доктор искусствоведения;

Ю.А. Веденин, руководитель секции культурно-ландшафтных комплексов и историко-культурных заповедников Федерального научно-методического совета инкультуры РФ;

С.Б. Куликов, член президиума Союза реставраторов России, член НК ИКОМОС, Россия, архитектор-реставратор высшей категории;

А.Г. Демидов, председатель Центрального Cовета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры;

В.Н. Фатин, президент Союза реставраторов России, директор ФГУП ЦНРПМ;

Д.Б. Антонов, директор Государственного научно-исследовательского института реставрации;

Н.В. Сиповская, директор Государственного института искусствознания;

М.Б. Миндлин, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева;

Ю.И. Аврутов, вице-президент НК ИКОМОС, Россия, председатель Общественного Совета при департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области;

В.И. Сафронов, архитектор–реставратор высшей категории, председатель президиума Ярославского областного отделения ВООПИК, кандидат искусствоведения;

Т.Л. Васильева, руководитель секции монументальной живописи Ярославского областного отделения ВООПИК, заслуженный работник культуры РФ, лауреат международной общественной премии А.И. Комеча);

В. В. Горшкова, искусствовед, заведующая отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея, заслуженный работник культуры Российской Федерации;

О.А. Мазанова, лауреат международной общественной премии имени А.И. Комеча, член правления Ярославской организации Союза архитекторов России, координатор общественного движения «Градозащитник» (Ярославль);

Протоиерей Василий Марченко, настоятель храма Святителя Николы Мокрого, кандидат богословия, доцент Ярославской духовной Семинарии;

А.Ю. Данилов, заведующий кафедрой регионоведения и туризма ЯрГУ им. П.Г. Демидова, канд. ист. наук, доцент;

В.М. Марасанова, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой рекламы и связей с общественностью ЯрГУ им. П.Г. Демидова;

Н.В. Обнорская, доцент кафедры отечественной средневековой и новой истории ЯрГУ им. П.Г. Демидова, председатель ярославского городского отделения ВООПИК;

Л.Н. Курцев, кандидат  исторических наук  (Ярославль).

Фрески ярославского храма Николы Мокрого  занимают одно из ведущих мест в истории русского монументального искусства XVII века. Как в большинстве храмов Ярославля, они созданы не одновременно, что дополнительно увеличивает ценность этого ансамбля, в котором органично смотрятся в ансамбле фрески конца XVII-го, начала XVIII-го и начала XIX-го веков. Все они созданы в смешанной технике «русской фрески», когда лишь часть росписи писалась по сырой штукатурке, в то время как верхние красочные слои наносились позже темперой.

Великолепные фрески основного объема  выполнили в 1675 году ярославские мастера Логин Сидоров, Ермолай Федоров, Тимофей Федотов, Иван Ануфриев, Федор Савин, Андриан Иванов, Семен Козлов, Карп Михайлов, Федор Карпов, Дмитрий Григорьев и Василий Ананьин. Считается, что ведущим знаменщиком артели был Дмитрий Григорьев Плеханов, но заметно, что уровень мастерства некоторых росписей несколько (незначительно) различается.

Комплекс фресок центрального объема храма сравнительно мало затронут записями. Лишь местами, и особенно в алтаре, по фонам и частично фигурам было сделано поновление (в конце XIX века), очень аккуратное и едва заметное. Утраты в наибольшей степени коснулись  фресок центральной апсиды — в конхе и в боковых апсидах местами красочный слой утрачен до графьи, а фрески сводов везде сильно осыпались (местами до кирпича, особенно в местах крепления штукатурных гвоздей).

Храм Николы Мокрого – одно из богатейших сокровищ изображений русских святых в стенописи XVII века. Ведущим мастером артели на столпах изображены многочисленны изображения русских князей: Борис и Глеб, Владимир и Ольга, Всеволод-Гавриил и Довмонт Псковские, Михаил Тверской, Федор, Давид и Константин Ярославские, Василий и Константин Ярославские, Михаил и Федор Черниговские, Дмитрий Угличский. Среди уникальных изображений – Дмитрий Донской (канонизированный официально, как известно, только в 1988 году), некий князь Ярослав (неизвестной, кто это именно: Ярослав Всеволодович? Ярослав Святославич (полулегендарная фигура)? Среди других изображенных святых: святые великомученики Георгий, Андрей, Никита, Мина и другие, а также замечательный со своей «песьей главой» мученик Христофор. Все эти фрески не испорчены поновлениями, неплохо сохранились, и, конечно, заслуживают, как и весь храм, самого бережного отношения к себе.

Уникален и имеет немного аналогов огромный Никольский цикл этого храма, включающий несколько десятков сюжетов, в том числе древнейших русских. На южной стене три яруса иллюстраций к житию святителя Николая, а на северной – четыре. Грандиозный цикл без разделительных вертикальных границ клейм представляет собой единый рассказ, где сюжеты жития плавно перетекают из одного эпизода в другой. Сохранность удовлетворительная.

Одна из главных  особенностей росписи храма Николы Мокрого – огромная композиция «Страшный Суд» на западной стене основного храма. Эта композиция – одна из самых крупных и совершенных по исполнению в русском искусстве всех времен. Грандиозная фреска создана почти в один год с заслуженно известным и очень популярным у туристов посещающих Ростов Великий произведением на ту же тему в церкви Спаса на Сенях. Но, в отличие от ростовской фрески ярославская практически никому не известна.

Южная и северная галереи, а также западный притвор расписаны довольно скоро после основного храма, примерно в начале XVIII века известной артелью ярославского фрескиста Федора Игнатьева, расписавшего и галереи знаменитого храма Ильи Пророка. Росписи в галереях Николы Мокрого очень напоминают этот известнейший памятник – и сюжетами, и колоритом. Это, по выражению И.Э. Грабаря, повествовательный лубок, очень многоречивый, местами гротескный, местами – сильный. Состояние фресок галерей в целом хуже основного объема, требуется срочная работа по консервации.  Часть фресок северной галереи прописаны (в основном, по фонам, но местами и по сюжетам) в конце XIX века.

У церкви Николы Мокрого в Ярославле есть «ахиллесова пята» — северо-западный угол, стоящий на слабых и сырых грунтах. Он намокал всегда, с момента постройки храма, и это было связано, видимо, с тем, что сам выбор места церкви не совсем определялся только умением зодчих и требованиями заказчика. В западной паперти Николы Мокрого лежит огромный языческий памятник – плоский валун. Валун лежал тут издревле, и его включение в объем церкви было своеобразной «нейтрализацией» языческой святыни.  Это имело то печальное последствие, что огромный храм нельзя было сдвинуть в сторону более надежных грунтов. Северо-западная часть паперти должна была постоянно исправляться – здесь заделывали трещины, перекладывали стены и своды, подновляли, а то и вовсе меняли росписи. В настоящее время в северной галерее находятся сильно поврежденные механически (в период, когда здание в 1930-х годах использовалось как склад воинской части), также влагой и высолами фрески начала XVIII века. В западной галерее – роспись 1815 года. Четыре больших композиции – «Деяния апостолов», «Собор всех святых» (?), «Отче наш» и «Символ веры» украшают северо-западный угол.  Фрески очень любопытны, принадлежат кисти лучших мастеров, имевшихся в тот момент в городе. В Ярославле немного живописи этого времени, находящейся в экспозициях храмов-музеев. Живопись требует немедленной комплексной реставрации – она мокнет снизу и обильно покрыта высолами в нижних частях.

Точно также из-за влаги очень хрупка штукатурка в северо-западном углу основного объема храма, где намокает и покрыт высолами фриз полотенец и летописи (фрески 1675 года). Штукатурка местами полностью отошла от стены и фактически «висит».

Даже в нынешнем виде фрески храма Николы Мокрого производят неизгладимое впечатление великолепным колоритом, безукоризненным мастерством рисовальщика, особым, почти музыкальным ритмом, присутствующим в композициях, размещающихся на стенах и сводах. Это – один из трех-четырех памятников (наряду с храмами Ильи Пророка, Иоанна Предтечи в Толчкове и, отчасти, храме Николы Надеина), главных для ярославской школы монументальной живописи XVII века, сохранившихся  в городе Ярославле. Ее аварийное состояние – проблема национального масштаба, утрата – непоправимая потеря в масштабах мировой культуры.

Павел Иванов, координатор движения  «Тверские своды»:

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

0 комментариев для “Деятели культуры просят спасти фрески Николы Мокрого

  1. 14.07.2017 из 09:51

    Уважаемые сотрудники газеты «Золотое кольцо»!
    Материал по обращению экспертов по фрескам Николы Мокрого — перепечатан с нашего сайта «Хранители Наследия», который являлся инициатором этого обращения и собирал подписи.
    При этом в вашей публикации не указано никаких ссылок на первоисточник статьи, не указано авторство фотографий.
    Судя по тому, что единственное упоминаемое имя — Павел Иванов — можно подумать, что инициатива обращения принадлежит тверским градозащитникам.
    Прошу исправить ситуацию.

    Ссылка на исходный материал: http://hraniteli-nasledia.com/articles/initsiativy/otkrytoe-obrashchenie-k-sovetniku-tolstomu-i-ministru-medinskomu-o-spasenii-unikalnykh-fresok-xvii-v/

    Надеюсь на понимание и сотрудничество.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *