День памяти Дмитрия Солунского: история праздника, обряды, традиции

8 ноября Русская православная церковь почитает память великомученика Дмитрия Солунского, пострадавшего в 306 году за веру во Христа при правлении императора Диоклетиана.

Святой занимал высокий пост проконсула при дворе. Император не знал, что Дмитрий является тайным христианином и назначил его наместником в город Солунь, чтобы он от внешних врагов защищал доверенные земли, а также очистил город от христиан.

Прибыв на место службы, Дмитрий начал искоренять языческие обычаи и распространять веру во Христа. Император, узнав о происходящем, приказал казнить святого, пронзив копьями. Мученическую смерть Дмитрий принял в 306 году. Его тело погребли верные христиане, а когда к власти пришел Константин Великий над могилой мученика воздвигли храм.

С давних пор на Руси почитали иконы Дмитрия Солунского. У великого князя Всеволода Юрьевича находилась одна из самых ранних икон, которая была написана на гробовой доске святого мученика. Из Солуни во Владимир её перенесли в 1197 году. В 1380 году при князе Дмитрии Донском икона была перевезена в Москву. Поставили икону в Успенском соборе. В честь глубоко почитаемого великомученика многие русские князья называли своих наследников Дмитриями.

Дмитрию Солунскому молятся об оказании помощи на поле брани, о даровании терпения и мужества, об исцелении глазных болезней, о прозрении ослепших.

После Куликовской битвы в 1380 году великий князь Дмитрий Донской приказал совершать вселенскую панихиду о всех воинах, погибших на поле боя, в субботу перед днем памяти его небесного покровителя – Дмитрия Солунского. Со временем этот день признали днем поминовения не только погибших воинов, но и всех усопших. Так Дмитриевская суббота вошла в систему годовых «родительских суббот».

В Дмитриев же день устраивали поминальную трапезу и приглашали гостей. Хозяевам хотелось угостить пришедших повкуснее и посытнее. На Руси традиционными поминальными блюдами считались кисель и блины.

Дмитриев день был одним из сроков сватовства. На Дмитрия девки хитрые, т.е. собираются замуж выйти. После этого дня и до зимнего мясоеда в деревнях уже не играли свадьбы. Поэтому 8 ноября считали завершением осеннего брачного сезона.

Дмитриев день считали началом дмитриевского (зимнего) полугодия, которое длится до 6 мая (Юрьева дня). Юрьев день открывал второе, юрьевское полугодие. Согласно поверью, в ночь на Дмитриев день (как и на Юрьев) ведьмы с неба сбрасывают луну, превращают её в корову и доят.

В народе считали, что святой Дмитрий приносит зиму, а святой Георгий (Юрий) – лето. С этим связаны и некоторые поговорки:

Пришел к нам святой Дмитрий на белом коне.

Дмитриев день – зима уже лезет на плетень.

 

Приметы на Дмитриев день:

Если в этот день снег выпал, то и на Пасху будет снег.

Если на Дмитрия оттепель, то зима и весна тоже теплыми будут.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

0 комментариев для “День памяти Дмитрия Солунского: история праздника, обряды, традиции

  1. Рудольф
    07.11.2017 из 22:56

    Ну это относится к мифам, не подтвержденным серьезными историческим источниками.

    А вот как это происходило «с другой стороны», по-настоящему в масштабах, не соизмеримых с римскими репрессиями.
    «В марте 1307 года, в святую субботу, Дольчина, его Маргариту и Лонгина, наконец-то захваченных солдатами, привезли в город Биеллу и передали епископу, ожидавшему папских распоряжений. Папа, получив эти новости, немедленно поставил в известность французского короля Филиппа. Он писал: «У нас сообщения самые великолепные, чреватые восторгом и ликованием. Зловоннейший демон, отродье Велиала и мерзкое чудовище ересиарх Дольчин ценой огромной опасности, лишений, битв и постоянных усилий наконец-то и со своими приспешниками схвачен и находится в наших острогах заслугами многоуважаемого нашего брата Раньера, епископа града Верчелли, и он пойман в канун святой вечери Господней, и многая толпа с ним бывшая, зараженная еретической проказою, перебита в тот же самый день». Папа не имел жалости к преступникам и поручил епископу предать их смерти. Поэтому в июле того же года, в первый день месяца, еретики поступили в руки светской власти. На всех колокольнях города заливались колокола; обреченных поместили на повозку, там же находились палачи, вокруг — стражники, и так волоклись по площадям города, и на каждой площади раскаленными щипцами разрыва-ли им члены. Маргариту со-жгли первой на глазах Дольчина, который должен был смотреть, как ее жгут. У него не изменилась ни одна черта лица, точно так же как он не дрогнул под пытками каленым железом. И так продолжали двигаться по городу — а палачи всякий раз накаляли свои орудия в котлах, полных пылающих угольев. Дольчин вынес все мучения и не проронил ни звука, только когда ему отнимали нос — сотрясся всем телом, а когда рвали щипцами детородный орган, он испустил глубокий вздох, похожий на мычание. Его последние слова были непримиримы. Он заявил, что воскреснет в третий день. После этого он был сожжен, а пепел развеяли по ветру».
    *
    Не менее интересно происходило и сожжение отечественных «отступников», например, о. Аввакума.
    Когда протопопа Аввакума повели на костер, ему уже было за шестьдесят. Земляные ямы, ржавые цепи, пытки, голод согнули старца вдвое, но твердости, силы в измученной душе не убавилось. Его глаза горели, хоть и лицо было превращено истязателями в огромную черную рану. И стран-но, Аввакум будто улыбался, у него всегда и во всем светилась улыбка. А когда от огня затлели веревки, он медленно освободил горящую руку и поднял ее вверх. Два перста взметнулись над костром… Говорить он не мог…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *