4 декабря – православный праздник Введение Богородицы во храм

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы отмечается в Русской православной церкви  4 декабря. Это двунадесятый богородичный праздник издревле очень любим на Руси.

Этот праздник относили на Руси к женским, «бабьим» праздникам, вместе с днем Покрова пресвятой Богородицы, Параскевы Пятницы, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и других.

Праздник установлен в память того дня, когда родители пресвятой Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, привезли трехлетнюю девочку в Иерусалимский храм, тем самым исполнив свой завет посвятить дитя служению Богу. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Казалось, девочка не сможет взойти по такой лестнице. Однако она преодолела все ступени. Дева Мария воспитывалась при Иерусалимском храме и, достигнув совершеннолетия, дала обет безбрачия. Чудесным образом, оставаясь доконца дней своих Девой, она родила Иисуса Христа, Сына Божия.

На Руси праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в народе назывался просто Введенье и связывался с природным циклом вхождения природы в зиму. В связи с этим сформировалось много пословиц, с которыми связаны приметы этого периода года. Если морозы к этому времени уже установились, говорили:

  • Введенье пришло — зиму привело
  • На Введенье — толстое леденье
  • Введенские морозы рукавицы на мужика надели, стужу установили, зиму на ум наставили
  • Если с Введенья ляжет глубокая зима, готовь глубокие закрома — будет богатый урожай хлебов

Но на Введение нередко случалась и оттепель, тогда говорили:

  • Введенские морозы зимы не ставят
  • Введенье ломает леденье
  • До Введенья если снег выпадет, то растает

По этому дню делали выводы о погоде на время последующих зимних праздников: «В Введенье мороз — все праздники морозны, тепло — все праздники теплы».

Но чаще всего к этому времени уже устанавливались морозы, было достаточно снега, и на Введенье устраивались катания на санях. Ведь с установлением морозной и снежной погоды, налаживали санный путь – единственную возможность общения жителей соседних поселений между собой в зимний период.

С тем, что устанавливались после осенней распутицы санные пути, связано и то, что на Введение устраивались первые зимние постные ярмарки. Именно на этих, Введенских ярмарках устраивалась продажа саней — одиночных, парных, троечных; будничных и праздничных, украшенных искусной резьбой или росписью, а также конной упряжи для зимы. Кроме этого, на ярмарках продавали разнообразную мороженую рыбу, а так же привезенные из окрестных деревень заготовки осенней поры – сушеные грибы и ягоды к постному столу. На зимних праздничных ярмарках разносчики угощали всех горячим сбитнем – травяным настоем с медом и пирожками «с пылу, с жару».

Введенские ярмарки начинались сразу после окончания утренней божественной литургии и часто располагались на прилегающих к Введенским храмам площадях.

 

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *