Ушла из жизни Маргарита Ваняшова

 24 мая 2020 года на 78-м году жизни в результате тяжелой болезни скончалась театровед, историк театра, доктор филологических наук, профессор Ваняшова Маргарита Георгиевна. 

Человек, неистово преданный Волковскому театру и его истории, подвижник, талантливейший ученый и педагог. С ее уходом завершилась целая эпоха в жизни Первого русского театра, сообщает его сайт

Маргарита Георгиевна родилась 26 марта 1943 года в Иванове. В 1960 году поступила на филологический факультет Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского.

Уже в 1961 году в ярославских газетах стали публиковаться первые театральные рецензии Маргариты Ваняшовой. В 1965 году она получила диплом филолога и 15 лет преподавала в Ярославском пединституте. В 1971 окончила аспирантуру Московского государственного педагогического института и защитила кандидатскую диссертацию.

В 1980, когда Ярославское театральное училище получило статус вуза, Маргариту Георгиевну пригласили на работу в создававшийся институт. Девять лет она была первым проректором по учебной и научной работе, затем заведовала кафедрой литературы и искусствознания ЯГТИ. Тысячи будущих артистов театра и кино на её лекциях знакомились с историей русского театра, постигали теорию русской литературы.

В 1991 году М.Г. Ваняшова окончила докторантуру МГУ им. М. В. Ломоносова, защитив докторскую диссертацию на тему «Феномен трагедии в русской литературно-художественной критике первой трети XX века».

Всю жизнь Маргарита Георгиевна активно писала статьи, очерки, театральные рецензии. С 1965 года она была членом Союза журналистов СССР и России. Сотни её публикаций были напечатаны в центральной и ярославской прессе, а в последние годы – и в интернет-изданиях.

Маргарита Георгиевна Ваняшова – автор книг «Мастера Волковской сцены» (1975), «Проблемы нравственного воспитания в современной советской литературе» (1979), «Нам остается только имя: Блок — Ахматова — Мандельштам — Цветаева» (1993), «Мельпомены ярославские сыны. Волков. Дмитревский. Лебедев» (2000), «Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова: 250 лет творческого пути» (2000), «Георгий Курочкин. Театрал из Норского посада» (2007), «Фирс Шишигин: Люблю жить в актёре!» (2012), «В пламени военных лет. Волковский театр в годы Великой Отечественной войны» (2015), «Театр Евгения Марчелли. Путешествие на пределе возможностей» (2017), «Двойной лорнет: Поэзия. Проза. История. Театр. Живопись: избранные статьи» (2018).

Маргариту Георгиевну и редакцию «Золотого кольца» много лет, практически с первых выпусков нашей газеты связывали дружеские, близкие отношения. Она более десяти лет редактировала «Уединенный пошехонец» — историко-краеведческий журнал-приложение к «Золотому кольцу», где дала путевку в жизнь многим нашим авторам. Не единожды мы неформально общались и в редакции газеты, и дома у Ваняшовых ( до сих пор сохранили яркие впечатления и от общения с ее мамой Анной Дмитриевной Ваняшовой, журналистом, собственным корреспондентом «Правды», в советские годы самой главной газеты  СССР, незаурядным человеком), и на их даче в Некрасовском районе.

В день 60-летия Маргариты Георгиевны 26 марта 2003 года в «Золотом кольце» мы рассказали об одиннадцати неизвестных моментах из жизни профессора Маргариты Ваняшовой. Предлагаем сегодня этот материал — «Каждый день по 20 километров пешком»:

Писать о Ваняшовой все равно что писать о классике. Живом классике, разумеется. Маргарита Георгиевна за свою педагогическую деятельность выпустила около трех тысяч студентов, написала сотни, а может, и десятки сотен журнальных и газетных статей, на двадцати книгах стоит ее имя — либо как автора, либо как соавтора. Маргарита Ваняшова известна всему культурному Ярославлю и далеко за его пределами.

1. Когда Маргарита была маленькой, ее мама, известный журналист, работавшая с 1951 года собственным корреспондентом газеты «Правда», имела постоянное место в правительственной ложе театра имени Федора Волкова и частенько дочку брала туда с собой. В то время в Ярославле нередко гастролировали не только драматические, но и оперные труппы. Из гостевой комнаты ложи в закулисье вела таинственная дверь, приоткрыв которую, можно было видеть, как артисты готовятся к выходу на сцену, поправляют грим, повторяют роли, шутят… Именно тогда Маргарита не просто полюбила театр, а поняла, что ее жизнь будет связана с театром. При этом актрисой она себя не видела. «А я все равно завоюю театр, — сказала однажды юная Маргарита то ли себе, то ли кому-то невидимому. — Я буду писать о театре!» И что касается книг и статей о театре и актерах, то больше Ваняшовой в Ярославле их не написал никто.

2. Второе сильное впечатление детства связано с библиотеками и книгами. Если детей обычно не пускали в книгохранилище, а знакомство с библиотекой ограничивалось прилавком, к которому библиотекарь выносил стопку книг, говоря ребенку: «Выбирай!», то маленькую Маргариту подводили к стеллажам. Ходила она между стеллажами, и они потрясали ее количеством книг. «Как бы это все прочитать!» — думала маленькая девочка. Она представляла целый мир в каждой отдельной книге. И про животных, и про растения, и про людей, и про разные страны. Желание писать книги самой появилось именно в детстве. Когда Маргарита была студенткой педагогического института, то однажды сказала своему научному руководителю Маргарите Михайловне Уманской, что больше всего на свете хочет писать книги. Научный руководитель, известный лермонтовед, жена очень известного петербургского филолога Скафтымова, сосланного в свое время в Саратов, стала ей говорить, что это уведет ее от радостей жизни, что это тяжелый путь. Но Маргарита была непреклонна и сказала, что ее это вовсе не пугает.

3. Когда Маргарита Ваняшова закончила третий курс пединститута, она поехала на гастроли с театром имени Федора Волкова в Москву. Фирс Шишигин ставил тогда спектакль «Федор Волков», и премьеру должны были сыграть на сцене МХАТа. Фирс Шишигин до последнего момента вносил правки в рукопись, и когда ее потребовали перед премьерой в Министерство культуры и главлит (цензура), Ваняшову попросили ее перепечатать. Она сидела два дня и две ночи, но успела перепечатать. И заработала огромные по тем временам деньги — 90 рублей.

4. Во время тех же гастролей произошло знакомство Ваняшовой с Валентиной Терешковой. Это был 1963 год. На 12 июля была назначена премьера. Терешкова к этому времени уже слетала в космос и как самая известная ярославна была также приглашена на премьеру. Во МХАТ пришли члены правительства, в том числе министр культуры Фурцева. Идет Маргарита Ваняшова по театру, и тут случайно видит Валентину Терешкову, которая пришла в театр совершенно одна и со стороны служебного входа. И спрашивает первая в мире женщина-космонавт молодую девушку, куда ей идти дальше. Ваняшова вызвалась проводить, и шли они подземными переходами МХАТа. А после спектакля Терешкова делилась своими впечатлениями, и Ваняшова записала их на диктофон. Записи эти до сих пор хранятся в «золотом» фонде областного радио.

5. После окончания педагогического института Маргариту пригласили работать одновременно в областную партийную газету — других просто не было, и на кафедру литературы пединститута. Через некоторое время ее вызвали в отдел кадров института и сказали, что так не положено, надо выбирать между пединститутом и газетой. Маргарита выбрала институт, утешая себя тем, что публиковаться сможет, и не работая в штате.

6. Однажды Ваняшову пригласили на заседание парткома института. Прошло несколько томительных часов, партком заканчивался, и Маргарита Георгиевна недоумевала, зачем ее пригласили. Вдруг ректор института сказал: «Просьба не расходиться, надо утвердить характеристику Ваняшовой, которая едет работать в Венгрию». Как сказала ей потом присутствовавшая там подруга, у нее лицо сделалось как белый лист бумаги: какая Венгрия? Почему еду работать? Предварительно с ней об этом никто и не говорил. После парткома Ваняшова попробовала возмутиться, но кадровичка института, дама весьма строгая, сказала: «Не хочешь в Венгрию? Поедешь в капиталистическую страну». Капиталистической страной могла быть и Финляндия, и Индия и какая-либо из африканских стран. Венгрия все же ближе. Это были счастливые годы в ее работе, в том числе и потому, что в 1978 — 1980 годах в Венгрии она получила возможность прочитать и Набокова, и Пастернака, и Солженицына, и многих других писателей ХХ века, бывших в СССР под запретом.

7. В Венгрии Ваняшова работала в городе Эгер в педагогическом университете. С этим городом связана настоящая мистическая история. У Ваняшовых тогда был дом в деревне Большие Выходы, на границе с Костромской областью. В доме стоял старенький черно-белый телевизор, который настраивался круглой ручкой, как радиоприемник. Показывал он плохо, его все время надо было настраивать. Однажды Маргарита крутила эту ручку и вдруг поймала программу с обозначением «МТВ». Как она позднее узнала, это было Мадьярское телевидение, и по нему шла передача о венгерском городе Эгер, имеющем богатую историю и очень интересные архитектурные памятники. Это было летом 1978 года, а осенью она вдруг узнала, что ей предстоит два года работать именно в Эгере, о существовании которого она и не подозревала до той телевизионной передачи.

8. Когда Маргарита была в Венгрии, в Ярославле готовились к открытию театрального института (до этого было училище), и будущий ректор института Станислав Клитин пригласил Ваняшову проректором. В театральный институт ее настойчиво звали и Шишигин, и Тихонов. Из Венгрии Ваняшова вернулась уже в театральный институт. Несмотря на чувство глубокой благодарности пединституту, покинула его без сожаления. В пединституте с каждым годом становилось все труднее дышать: сначала устраивали разборки за просмотр фильмов Тарковского, потом фильма Шукшина «Калина красная». Осведомители из КГБ постоянно были и на заседаниях Литературного клуба, который вела Маргарита Ваняшова. А театральный институт под руководством Клитина в начале 80-х годов в Ярославле представлял собой настоящий остров свободы.

9. Маргарита Георгиевна водит машину практически столько лет, сколько себя помнит. А именно, лет с семи. У ее мамы, Анны Дмитриевны, как собкора «Правды», был служебный автомобиль с водителем, и водители тех машин доверяли руль девочке на пустынной дороге. Своя машина у Маргариты Георгиевны появилась после Венгрии. Это была «Нива». Ей сейчас уже 19 лет, и Маргарита Георгиевна ее не собирается менять (да и денег не накопила на новую). Она сама освоила ремонт машины, особенно той части, что связана с электричеством.

10. Маргарита Ваняшова — человек, по своему определению, мистический. То ли в этом виновато ее имя, которое в русской литературе стало нарицательным, то ли ведьмин знак, который у нее на левой руке давно еще обнаружил один экстрасенс. Во всяком случае, какая-то внутренняя демоническая сила у Маргариты Георгиевны определенно есть. Не раз она замечала, что после ее лекции аудитория сидит почти что загипнотизированная. Еще в молодые годы Маргарита Георгиевна стала замечать, что может взглядом остановить машину. Если сильно захотеть. Сколько раз было: водитель останавливает машину, потом выскакивает, по сторонам озирается и никак не может понять, зачем он остановился?! Однажды в Праге ей удалось таким образом даже трамвай остановить. А когда в Ярославль к Ваняшовой приехала подруга из Венгрии и ее нужно было везти во Владимир, Маргарита Георгиевна рискнула даже тучи разогнать. Шел сильный дождь, все небо черное от туч, а ехать надо было обязательно, и Маргарита Георгиевна попыталась произнести какие-то заклинания, как Мюнхгаузен. И вдруг небо просветлело и выглянуло солнце. Они сели в машину и поехали. Едва довезла Маргарита Георгиевна подругу до Владимира, как снова небо затянулось, стало черным и начался ливень.

11. Самая большая любовь Маргариты Георгиевны — это лес. Летом у себя в деревне, которая находится недалеко от Малых Солей на реке Солонице, абсолютно каждый день со своей собакой Джильдой Маргарита Георгиевна проходит по двадцать километров пешком. Это ей необходимо для тонуса. А еще она обожает собирать грибы. Именно собирать, а не есть их. Каждый гриб — это своя история. Еще задолго до того как гриб вырастет, Маргарита Георгиевна знает, что он там должен появиться и приходит в нужное время. Любовь к грибной охоте и собакам она унаследовала от Пришвина, которого обожает и о творчестве которого много пишет. А места под Переславлем, где жил Пришвин, исходила еще в молодости.

Скорбим об огромной потере. Светлая память нашему коллеге и другу!

На сайте Ярославского государственного института сообщили, что похоронена Маргарита Георгиевна Ваняшова будет на Леонтьевском кладбище.

На снимке: Маргарита Георгиевна в марте 2019 года выступает на встрече театральной общественности в Ярославле против объединения Волковского театра и Александринского в Санкт-Петербурге.

 

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

1 комментарий для “Ушла из жизни Маргарита Ваняшова

  1. Анатолий
    24.05.2020 из 21:59

    Выражаю соболезнование родным,друзьям,коллегам,знакомым выдающегося гуманитария Ярославля Маргариты Ваняшовой в связи с её уходом из жизни.Яркий человек оставил светлую память о себе;прежде всего как историк Волковского театра,незаурядный театровед.

  2. Рудольф
    26.05.2020 из 07:55

    Светлой памяти!..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *