В клубе больше не поют, а прокладки продают

И не только их. На первом этаже старейшего в Ярославской области клуба для рабочих «Гигант», архитектурного памятника эпохи конструктивизма, охраняемого государством, расположилась настоящая барахолка, на прилавках которой можно купить, как говорится, все — от часов до трусов.

ОСКВЕРНИТЕЛИ ХРАМОВ Видел бы один из мудрейших писателей России Лев Толстой, наивно полагавший, что «до тех пор, пока из храма искусства не будут высланы торговцы, он не будет храмом. Искусство будущего изгонит их», как потомки отнеслись к его завещанию. И конкретно в нашем городе, в уникальном здании, построенном в 1934 году как первый звуковой кинотеатр Ярославля. Уже пять лет с горечью наблюдают ярославцы, как знаменитый когда-то очаг культуры методично превращается в элементарный мини-рынок. О том, что вы входите не в храм искусства, а в своеобразное торговое заведение, еще на улице свидетельствуют объявления, занимающие место на специальной доске, где прежде помещались афиши, уведомлявшие жителей города о концертах многочисленных в былые времена художественных коллективов. Теперь здесь мы читаем о ярмарке мехов, о том, что в данном здании можно приобрести канцелярские товары, фотопринадлежности, медикаменты и многое другое. Маленькими лучиками света в непроглядной тьме торговых предложений мелькают объявления, хоть как-то связанные с культурной деятельностью, — о молодежных дискотеках и музыкальных вечерах для пожилых людей. Но предупреждение о платности данных вечеров отрезвляет мгновенно, возвращая нас в сферу купли-продажи. Да и дискотеки, проводимые в «Гиганте», больше напоминают оргии обкуренных и пьяных подростков. Если же вы все-таки решитесь войти в здание, то тут уж глаза ваши разбегутся так, что собрать их вместе, чтобы бросить взгляд в одну точку, будет практически невозможно: яблоку негде упасть в вестибюле — лоток на лотке, киоск на киоске. Торговля идет бойко! Чего здесь только нет: пальто из Польши, колготки, свитеры, обувь, очки, электрочайники, чашки-ложки и так далее и тому подобное. Да, театр начинается с вешалки. С вешалки же в «Гиганте», где в лучшие времена действительно была своя театральная студия, начинается восточный базар. ИГРАЕМ НЕ НА ТРУБАХ, А НА ДЕНЬГИ В известнейшем клубе области раньше работало более 30 кружков. Сегодня еле набралось 12. Осенила в этом году руководство данного культурного учреждения идея по-своему хорошая и нужная — воссоздать собственный духовой оркестр, но из нее ничего не вышло. Не идут музыканты в «Гигант». Аура у клуба в наши дни не та. О каком вдохновении может идти речь, когда мимо аудиторий снуют с коробками и тюками заезжие челноки, а по коридорам бродят толпы покупателей. Поэтому и играют в стенах бывшего храма искусств теперь не на трубах и барабанах, а на деньги в букмекерской конторе «Марафон», разместившейся в билетных кассах клуба. Приходят в упадок творческие коллективы. Нет сегодня в «Гиганте» знаменитого на всю область театра балета. Руководители его — супруги Гордиенко ушли отсюда в апреле этого года из-за конфликта с директором и нашли приют в ДК имени Добрынина. БЕДА, КОЛЬ ПИРОГИ НАЧНЕТ ПЕЧЬ САПОЖНИК Пылятся в подсобных помещениях никому не нужные балетные пачки. И висеть им бесхозными еще лет 5 — 7. Это минимальный срок для подготовки новой балетной труппы. Но отдать или продать концертные костюмы ушедшему коллективу директор «Гиганта» Ирина Борисовна Бородина отказалась наотрез, не уступила даже просьбе начальника управления культуры мэрии Валентины Николаевны Зарецкой. Складывается впечатление, что директор клуба целенаправленно освобождает центр культуры от художественных коллективов, намереваясь, видимо, превратить его в центр торговый. Следом за прославленным театром балета руководство клуба указало на дверь старейшему в области хору ветеранов, предложив им поискать место для занятий в каком-либо другом помещении. Хор принял центр социальной реабилитации Ленинского района. Затем под предлогом радения за жизнь и здоровье престарелых людей, средний возраст коих 79 лет, Ирина Борисовна переселяет любимый ярославцами клуб ветеранов в ДК имени Добрынина. Но там есть свой клуб ветеранов, со своими традициями и уставом. Ветераны-шинники чувствуют себя здесь чужаками и незваными гостями. К кому только не обращались за помощью ветераны — и к заместителю губернатора области Ирине Ильиничне Скороходовой, и к заместителю директора департамента культуры и туризма Ярославской области Сергею Николаевичу Сорокоумову, да только воз и ныне там, а заслуженные ярославцы — нигде! Нельзя пускать их в родной «Гигант» — вдруг их балкой пришибет, волнуется госпожа Бородина. Но почему-то балки и перекрытия не рушатся на головы активно торгующих в данном заведении коробейников. Конечно, бесконечный ремонт, длящийся уже 5 лет, спишет все, но есть же отремонтированный кабинет N 10, где и могли бы собираться ветераны. Ан нет, в нем, как и в фойе первого этажа, проводятся выставки — не картин или, допустим, произведений прикладного искусства, а выставки-продажи мехов, камней, украшений. Давно закрыт зрительный зал «Гиганта» — одна из лучших концертных площадок города. А зачем торопиться с ее открытием? Все творческие отчеты, смотры коллективов проходят теперь на чужих «квартирах». Например, концерт, посвященный 10-летию хора «Возрождение», прошел в художественном музее. Причем с поздравительным словом к юбиляру или даже просто в качестве зрителей никто из нынешней администрации «Гиганта» замечен не был. Равнодушное отношение к судьбам вверенных ей художественных коллективов становится вполне понятным и объяснимым, когда мы узнаем об образовании директора «Гиганта» — дизайнер-модельер легкой промышленности, в частности, обуви. Беда, коль пироги начнет печь сапожник! СЕМЕЙНЫЙ ПОДРЯД А вот что касается организации торговли во всех уголках здания, предназначенного для культурного отдыха населения, директор большой специалист. Пустующие гримерные за сценой продуктивно используются ныне под платные камеры хранения товара. Со стороны уличного мини-рынка вход в частное кафе-бар ООО «Дельтас», владельцем которого, по словам работников клуба, является супруг Ирины Борисовны. От привычного же для заведений культуры буфета осталась только вывеска в фойе, но вход туда из клуба перекрыт. Нет в «Гиганте» художественного руководителя, положенного для учреждений культуры. Зато имеется методист творческого процесса без малейшего специального образования — дочь Ирины Борисовны Эвелина, студентка дневного отделения финансово-экономического университета. Очень редко появляется на своем рабочем месте, но зарплату, и приличную, получает исправно. Должна она обучать и консультировать по долгу своей службы руководителей коллективов, людей заслуженных, имеющих звания и регалии, но пока никому из них ни разу методической помощи не оказала. Атмосфера в клубе гнетущая. Руководители кружков и студий замкнулись. Каждый боится, что будет следующим в списке изгнанников. Висит при входе в ГСКУ «Клуб «Гигант» мемориальная табличка: «В этом здании в суровом 1942 году были созданы государственные художественные ансамбли Эстонской ССР (сам Георг Отс выступал здесь). Благодарный братский эстонский народ никогда не забудет вклад ярославцев в развитие эстонской культуры в годы Великой Отечественной войны». А вот мы с вами, если и дальше так пойдет, о том, что был он когда-то храмом культуры и искусства, скоро забудем совсем. Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page