Добрая фея без самоедства

Красавица, умница, добрая фея. Именно так относятся к своей воспитательнице Светлане Александровне Ивановой ребята из детского дома музыкально-художественного воспитания номер один города Ярославля. В октябре этого года Светлана Иванова заняла первое место в конкурсе «Воспитатель года», проходившем в Ярославле. А недавно она вернулась с победой со всероссийского конкурса «Воспитатель детского дома», проходившего в Орле, где Светлана среди пяти финалисток заняла второе место.

В детском доме Светлана работает третий год. Она выбрала эту нелегкую профессию не случайно, Светлана учится заочно в педагогическом университете по специальности «русский язык и литература». Увлекается музыкой. Она любит детей и умеет с ними ладить, а они отвечают ей тем же. Главное ее орудие — это доброта. И еще она знает один простой секрет — быть искренней по отношению к детям, потому что дети не терпят фальши и лжи. Дети в детском доме непростые, в большинстве своем это сироты при живых родителях, брошенные дети, дети с искалеченной психикой, у некоторых диагноз «внутриутробная алкогольная интоксикация». В детском доме номер один 96 воспитанников, из них 23 подростка в возрасте от 14 до 17 лет и 17 детей в возрасте от 11 до 14 лет. Это такой возраст, когда перевоспитывать уже поздно. Но воспитатели этого детского дома говорят, что сами по себе дети не рождаются трудными, просто вовремя им не смогли помочь. Поэтому здесь этих детей буквально приучают к нормальной жизни. Детей, которые, бывает, по году, по три года не учились, сажают за парты и начинают все сначала. Работа воспитателей детских домов трудна еще и оттого, что результата их работы почти не видно, поэтому часто многие из них выгорают эмоционально. Но на этот счет у Светланы Ивановой есть свое мнение. Она считает, что не стоит заниматься самоедством. Если удалось спасти хотя бы одного из девяноста шести — это уже хорошо. АРБАКАЙТЕ ИЗ «ЛОНДОНА» Есть в детском доме удивительно милая, симпатичная девчонка по имени Кристина. Ребята дразнят ее Арбакайте. В детском доме Кристина живет уже 8 лет, играет на аккордеоне. Глядя на эту веселую девочку, трудно поверить, что когда-то ее жизни угрожала реальная опасность. Инспектор по опеке и защите прав детства был вынужден вырвать девочку из семьи, проживавшей в известном в городе общежитии под названием «Лондон». Было тогда Кристине всего шесть лет, но она уже умела виртуозно ругаться матом. Девочка была страшно запущена. Ее мать периодически забирала домой, потом Кристину снова возвращали в детдом. Возвращаясь из дома, девочка выкидывала номера — имитировала половые акты, дралась, кусалась, билась в истерике. Общение с матерью решили ограничить, так как ни к чему хорошему это не приводило. В конце концов Кристина прижилась в детском доме, стала спокойней. Скоро она заканчивает девятый класс и уже сама будет решать, оставаться в детском доме или идти учиться по специальности. ЗАПОЗДАЛЫЕ ДЕТИ Нина поступила в детский дом в 15 лет, свой новый дом восприняла в штыки, пыталась устанавливать свои порядки. До того как попасть сюда, возглавляла банду токсикоманов, сама покуривала и нюхала клей, компании девочек предпочитала мужскую компанию. Ее брат попал в тюрьму. Она была очень эмоциональна, могла расплакаться или закатить истерику по любому поводу. Воспитателям работать с Ниной было неимоверно трудно. Однако прошел год, девочка прижилась в детском доме, оттаяла душой и даже попросила не отдавать ее назад матери. Она стала читать книги. Прочитав «Муму» Тургенева, плакала навзрыд. Не так давно в детский дом пришла 16-летняя девушка, родители которой были лишены родительских прав. Процедура помещения этого переросшего ребенка в детский дом явно запоздала. Девушка совсем не желала учиться. У нее было несколько женихов, в том числе и кавказской национальности. В детском доме она вела себя вызывающе. Но отказаться от нее здесь не могли, ибо она тоже ребенок и кто-то должен был взять на себя за нее ответственность. ПАНАЦЕЯ ОТ ВСЕХ БЕД Детдомовские дети, не получившие от своих родителей достаточного количества любви и тепла, как правило, закрыты, эмоционально бедны и равнодушны. Многие из них подавлены, чем-то угнетены, находятся в состоянии депрессии. Нравоучения для таких детей бесполезны, методы назидания и приказов бессмысленны, нужны какие-то иные меры воздействия, чтобы достучаться до их накрепко закрытых душ. В детском доме музыкально-художественного воспитания через музыку, художественные произведения пытаются разбудить эмоции детей, заставить сочувствовать, сопереживать. Здесь разработана общая программа воспитания детей музыкой. Воспитатели подбирают такие музыкальные произведения, которые могут затронуть ребенка за живое. В детском доме есть своя музыкальная студия, свой вокально-инструментальный ансамбль. В каждой комнате воспитанников — музыкальные инструменты: пианино, аккордеон, флейта. Попадая в этот детский дом, дети начинают знакомиться с культурным социумом города, вместе они ходят в театры и музеи. В этом году ребята из детского дома ездили в Москву на мюзикл «Норд-Ост», во МХАТ. В детском доме работает клуб творческого общения «Параллельное измерение». Ребята издают свою газету, где пишут рассказы о себе, придумывают сказки с добрым концом, поздравляют друг друга с днем рождения. Руководит изданием этой газеты друг детского дома Олег Владимирович Свободин. ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ У воспитанников детских домов, живущих на полном гос- обеспечении, часто появляются иждивенческие настроения. Чтобы преодолеть синдром иждивенца, в детском доме номер один прививают любовь к труду, а заодно и готовят ребят к будущей жизни. Вся работа детского дома нацелена на то, чтобы дать воспитанникам возможность профессионального образования уже в стенах детского дома, подготовить их к будущей жизни. Для этого созданы различные ремесленные палаты. В декор-студии воспитанники учатся работать с гончарным кругом, сами лепят из глины милых смешных зверюшек. Работа с мягкой теплой глиной благотворно действует на психику детей, делает их мягче, добрее. Есть в детском доме своя парикмахерская, где доморощенные парикмахеры стригут бабушек-пенсионерок, швейная мастерская, имеющая договор со швейной фабрикой. Ребята благоустраивают территорию вокруг детского дома и получают за это зарплату. Подросткам через молодежную биржу помогают получать работу, чтобы заработать на карманные деньги. ЭТО ВАШ ДОМ Главная проблема всех детских домов — это их бедность и беглецы. Здесь на бедность и нищету не жалуются. А не бедствуют потому, что не знают покоя. Дети этого детского дома не выглядят оборванными заморышами, они красиво и аккуратно одеты и причесаны. Здесь их учат следить за собой. Они хорошо питаются. Часто в детском доме проходят свои домашние праздники, всем вновь прибывшим устраивают новоселье с чаепитием и пирогом, как в большой дружной семье. В отличие от других детских домов, откуда дети сбегают пачками, из первого детского дома уходят редко, сегодня здесь только один беглец. И это не случайно. Дети бегут от проблем, от холода и неустроенности, а зачем бежать из дома, где тепло и уютно, где тебе пытаются по-настоящему помочь. «Это ваш дом», — всегда говорит своим воспитанникам заведующая детским домом Марина Валентиновна Калинина. И это не просто слова. В отличие от других детских домов здесь нет привычной казенщины и заброшенности, здесь по-домашнему тепло и уютно, на стенах картины, на полу мягкие коврики. Воспитанники живут в небольших двухместных комнатах, у них есть своя маленькая кухонка, где можно самому сготовить, подогреть чайник. На кроватях много игрушек, в уголке некоторых комнат стоят иконки. Есть в детском доме комната эмоциональной разгрузки. Здесь все сделано по принципу русской избы: деревянные стены, деревянный стол и лавки, самовар на столе. Уютно и тепло. Повзрослевшие дети после детского дома опять возвращаются в семьи, откуда их забрали. Отдельного жилья им никто не предоставляет. Получается, что новый черенок прививается к старому больному дереву. Детские дома и интернаты растут сегодня как грибы. Политика государства направлена на разделение семьи. А правильно ли это? Директор детского дома Марина Валентиновна Калинина считает, что это порочный путь. Родителей и детей ограждают друг от друга, отправляют на разные полушария. Но даже в этом случае нельзя обличать родителей в глазах детей, ведь сегодняшние дети завтра будут мамами и папами. В детском доме N 1 детям говорят, что их родители ошиблись, а дети должны им помочь придумать другой путь. И дети придумывают красивые истории с хорошим концом об их семье и верят в эти истории. Фото Сергея КИСЕЛЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page