Я пью за злую жизнь мою

Вся жизнь сценических героев народного артиста России Феликса Раздьяконова — есть любовь. Его герои бесконечно любят — влюбляются, страдают, грезят… И в этом их наивысшее торжество. Человек, осененный великим чувством, готовый обнять весь мир и преобразить его, — вот лучшее из определений актерской темы Феликса Раздьяконова.

Такое простосердечие, такая внутренняя теплота сердца и любящая доброта открывается и в новой премьере Волковского театра, только что сыгранной на камерной сцене, — спектакль по пьесе Самуила Алешина называется «Тема с вариациями». Поставил спектакль Владимир Боголепов. Главное в спектакле — тот блеск мастерства, который предстает в актерском дуэте Татьяны Гладенко и Феликса Раздьяконова. Это и впрямь — тема с вариациями. Поэзия, подобно сну, всегда прерывает обыденный ход жизни. Так поэтически, под сенью Пушкина, русалок, котов ученых и золотых цепей, встречаются наши герои. Знаменитый Гете в почтенные свои годы влюбился в юную Ульрику. Наш герой — адвокат — вызывает восхищение своим внутренним изяществом. Он — адвокат, он подчеркнуто изыскан и тонок, внимателен и чувствителен к душе, которая оказывается рядом. Актер наделяет своего героя таким неукротимым блеском молодости, физически ощутимой и электризующей полнотой жизненных сил, что они берут верх над всем. Герой Феликса Раздьяконова — адвокат Дмитрий Николаевич существует столь обнаженно, столь доверительно, трагическая власть памяти, ведущая его героя, соседствует с горечью разлуки и болью предательства («Меня поражает ужасающее неблагородство русской нашей жизни», — говорил еще его профессор Сторицын)… Татьяна Гладенко играет историю любви. Тайна «темы» для нее, актрисы, не нова. Для нас скорее новы «вариации» Татьяны Гладенко, пережившей в своей актерской биографии уход и возвращение на Волковскую сцену. И для меня история героини Гладенко — это история возвращения к себе, к своим истокам. Для Гладенко и ее героини Любови Сергеевны нет понятия «несчастная любовь», ее чувство стоит в одном ряду с безумным счастьем, восторгом, радостью. Гладенко фокусирует свой взгляд на любви-нелюбви, на переплетении и столкновении эмоциональных противоположностей, даже крайностей. На отсутствии близости при наличии интимности. Любовная повесть развертывается на наших глазах как почтовый роман, как цепь невероятных драматических переживаний. Она может мучительно страдать, ей горько, больно, но она иронизирует, рисуется… В этих перипетиях напряженной драмы любовь окружена противоречивыми состояниями: она — грех, беда, недуг, отрава, плен. Актриса дает динамику разнородных состояний — ее Любовь Сергеевна находится в беспрестанном ожидании, томлении, изнеможении, окаменении, забвении. Да, перед нами страсти. Не грезы, а страсти, обида, ревность, отречение, измена, предательство… Вообще женщины Гладенко чаще всего — из светской среды, а не из низов, скорее — из богемы, они могут быть и замужними, и одинокими, женами и любящими матерями, на пороге молодости и в зрелости, да все трансформации перечислить невозможно. Но побеждает в них чувство, восходящая спираль любви… Герои путешествуют из Симферополя в Москву и обратно — и это повороты в судьбах персонажей, неумолимо надвигающейся развязки. Развязки трагедии, драмы, комедии, фарса? Актриса и ее героиня существуют на пороге двойного бытия, на границе между жизнью и смертью, здешним и нездешним миром. Границы эти очень зыбкие, едва уловимые. Дуэт Раздьяконова и Гладенко — перекличка «я» и «ты» — преодолевает барьер одиночества, отчуждения, голоса звучат совсем рядом и в космическом далеке… Две души у предела света… Мне кажется, что в этой сценической истории герои по-своему перечитывают знакомые строки: «Я пью за разоренный дом, за злую жизнь мою, за одиночество вдвоем, и за тебя я пью… За ложь меня предавших губ…» В режиссуре Владимира Боголепова, в дебюте юной художницы Натальи Жуковой, представившей в своей сценографии тиражированность душ в современном мире. Все в этой «Теме с вариациями» есть — и разоренный дом (попранное чувство обоих), и злая жизнь, и одиночество, и ложь предавших губ… И неизменный вопрос зрителя: отчего же ему становится светло? Да, все расхищено, предано, продано… Есть и изменщик коварный, его играет Анатолий Пешков («Ты помнишь, изменщик коварный, как я доверялась тебе?»), есть история двойников, почти что история Сирано де Бержерака. И вопреки всему — отчего же светло?.. Мучение разрыва не исчезает, но встреча таит в себе будущее просветление. «За веру твою и за верность мою!» — мог бы воскликнуть каждый из них. Каждый. Подвижник любви, ее рыцарь и ее мученик. На снимках: Татьяна Гладенко и Феликс Раздьяконов.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page