Ждут перемен

1 марта истекло два месяца, как Ярославской государственной филармонией руководит новый директор — Юрий Иванов. Эти дни пролетели как одно мгновение и, конечно, не прошли для него и коллектива ярославской филармонии даром. Юрий Александрович окунулся с головой в новую работу: вник во все проблемы и специфику данного учреждения культуры и готов поделиться первыми впечатлениями и планами на будущее.

1 марта истекло два месяца, как Ярославской государственной филармонией руководит новый директор — Юрий Иванов. Эти дни пролетели как одно мгновение и, конечно, не прошли для него и коллектива ярославской филармонии даром. Юрий Александрович окунулся с головой в новую работу: вник во все проблемы и специфику данного учреждения культуры и готов поделиться первыми впечатлениями и планами на будущее. Тем более что нерешенных вопросов накопилось предостаточно, а в прошлом году многие СМИ давали негативную оценку деятельности филармонии, поговаривая даже о ее финансовой несостоятельности. Пришло наконец время расставить все точки над «i» и узнать, как поживает сегодня сей храм искусств.

Самое главное, считает Юрий Иванов, добиться, чтобы коллектив филармонии работал стабильно, а горожане любили концертный зал и чувствовали себя здесь комфортно, как родном доме. Чтобы зал не пустовал и репертуар был интересным людям разных возрастов и музыкальных пристрастий.

— Я не совсем согласен с негативной оценкой деятельности ярославской филармонии. В прошлом году нам удалось выйти из кризисной ситуации. Сейчас филармония работает нормально, с финансовыми планами справляемся, — говорит Юрий Александрович. — Сегодня здесь много преданных своему делу людей, и это радует. Репертуар у нас достаточно разнообразный: в афише представлены практически все музыкальные жанры.

Однако было бы неправильно и нечестно говорить только о хорошем и скрывать, что у филармонии все-таки есть проблемы. Первая и, пожалуй, одна из самых серьезных — долгое отсутствие внятного художественного руководства. После того как в свое время Сергей Березовский занялся исключительно хоровой капеллой, постоянного худрука в филармонии не было. Сначала его обязанности временно исполнял Григорий Быков, затем Леонид Фрадкин, но серьезная и перспективная художественная политика так до сих пор и не выработана. Это нелегкая задача для будущего худрука, чья кандидатура сейчас активно обсуждается. А найти подходящего человека — дело непростое, ведь он должен быть настолько компетентным, образованным и творческим, чтобы буквально фонтанировать идеями: как грамотно выстроить репертуарную политику, разработать концепцию по стыковке различных жанров, разнообразить программы коллективов, реализовать новые проекты, привлечь слушателей…

Вторая задача, которую ставит перед собой и коллективом директор, — постепенная перестройка менеджмента филармонии. К сожалению, сегодня это учреждение культуры во многом работает по старинке. После крушения соцсистемы филармония, пожалуй, оказалась в самой сложной ситуации по сравнению с театрами и музеями. Ведь долгие годы она была монополистом в организации концертной деятельности, в том числе выступлений эстрадных артистов и звезд шоу-бизнеса, и ни один их концерт не проходил без ее ведома. А прибыль от выступлений шла на развитие академических жанров. Сегодня же филармония не является монополистом в данном направлении. Шоу-бизнесом и организацией концертов может теперь заниматься кто угодно. А филармонии, хотя она и владеет хорошим концертным залом, достается лишь малая часть от общего пирога: многие выступления эстрадных звезд и антрепризы в Ярославле идут мимо ее кассы. Поэтому, по мнению Юрия Александровича, очень важно организовать работу так, чтобы именно в филармонии выступали лучшие исполнители и на их концерты приходило как можно больше зрителей. А для этого требуются грамотные менеджеры. В перспективе, мечтает Иванов, хотелось бы сделать ярославскую филармонию центром музыкальной культуры города и области — пусть объединяет лучшие творческие силы. А еще неплохо бы создать клуб любителей филармонии или клуб любителей музыки, в который вошли бы не только наши любимые исполнители, но и искусствоведы, профессура, журналисты и обычные зрители.

Нужен филармонии и хороший фестивальный проект, быть может, даже не один, а несколько. Увы, почил в бозе Собиновский фестиваль, который существовал с 1982 года. Ныне этот брэнд перехвачен Саратовом, у которого оказалось больше возможностей для его раскрутки. А в нашем городе теперь надо придумать что-то не менее интересное и грандиозное — проект, который был бы эксклюзивным и гремел на всю Россию.

— Например, почему бы не открыть в Ярославле Мамонтовский фестиваль в честь крупнейшего бизнесмена и мецената Саввы Мамонтова, — предлагает Юрий Александрович. — Кроме этого можно организовать фестиваль «Великие волжские голоса», который объединил бы несколько городов, где жили и выступали прославленные оперные певцы. Неплохо придумать и какой-нибудь фестиваль на Рождественские каникулы и на время летних отпусков, чтобы публика могла посещать филармонию в разгар отдыха.

К сожалению, в филармонии, как в любом коллективе, особенно творческом, нередко возникают разногласия и даже конфликты. Одна из таких конфликтных ситуаций была связана с Ярославским академическим губернаторским симфоническим оркестром, который давно уже работает с собственным менеджментом и по собственному репертуарному плану. Его художественный руководитель Мурад Аннамамедов предлагал объединить оркестр с хоровой капеллой и отделить коллектив от филармонии. По этому поводу нынешний ее директор также озвучил свою позицию:

— Я категорически против такого разделения. Оркестр — это база филармонии, и двух площадок, одна из которых занималась бы филармонической деятельностью, а другая — концертно-прокатной, быть не должно. Хотя идея объединения капеллы и оркестра в творческом плане не так уж бесперспективна, вот об этом на самом деле можно подумать.

Что же касается увольнения некоторых сотрудников, которые произошли в конце 2008 года, то Юрий Иванов считает их вполне обоснованными и не собирается отменять приказы. Все было сделано справедливо и по закону, утверждает он.

Есть и еще одна проблема, которая не дает покоя руководству Городского концертного зала имени Собинова. Она как больная мозоль, на которую все время наступаешь, но излечить не можешь. До сих пор не решен до конца вопрос с открытием концертного зала «Гигант», который числится на балансе филармонии. Все основные ремонтные работы в клубе проведены. Отреставрирован зрительский зал, закуплены новые удобные кресла — изнутри клуб красив и уютен. Но чтобы 800-местный зал распахнул двери для зрителей, нужно установить светозвуковую аппаратуру. А на ее покупку требуется около 15 миллионов рублей. Возможно, кому-то из бизнесменов эта сумма покажется мизерной, но для филармонии она неподъемна, особенно в кризис. А передавать «Гигант» в чужие руки, каким-то посторонним организациям, не имеющим никакого отношения к искусству, жалко и обидно. Хотя такие разговоры идут уже давно. Зал нужно сохранить на балансе филармонии, он ей очень нужен. Ведь там так комфортно, такая великолепная акустика — в самый раз для концертов симфонического оркестра! Можно было бы также использовать «Гигант» и как киноконцертный зал. Дай Бог, он откроется, наверняка будет приносить хороший доход и может стать средоточием коллективов разных жанров. А полученные средства пойдут и на развитие основной филармонической площадки на улице Максимова. Вот только кто бы помог с финансами сегодня.

— Когда я пришел в филармонию, то сразу сказал себе: забудь, что когда-то был директором департамента культуры, начни все с чистого листа. Я понимаю, что легко не будет. Но, так как со спецификой филармонии знаком и знаю все базовые понятия и механизмы работы, надеюсь, что все получится, как хотелось бы. Я не намерен раздувать конфликты и поддерживать интриги. Считаю, что все сотрудники филармонии — это один большой организм, который должен работать четко и слаженно, как часы. И тогда нам, возможно, удастся сделать наш концертный зал лучшим из лучших и мы добьемся его процветания, — подытожил разговор Юрий Александрович.

Что же, поживем — увидим.

Светлана ПАСХИНА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page